 2013 год для вторичного белорусского автобизнеса во многом явление знаковое. С одной стороны, белорусы ожидали (и ожидают) наплыва гостей из России и Казахстана, надеясь подороже продать проходные иномарки, которые застоялись в гаражах. С другой, некоторые белорусы сами стали подыскивать себе «железных коней» на территории РФ ,все чаще отмечая, что там и выбор побольше, да и цены не такие кусачие. Тем более, что отсутствие растаможки делает такую покупку, на первый взгляд, выгодной и вполне оправданной.
Да что говорить, некоторые ушлые «перегонщики» и вовсе сознательно ищут машину с «нюансами» в России, чтобы потом «подтрихтовать» у нас - и сразу в люди! Только уже дороже! «Я только приехал. взял в Можайске е65 2001г. 4.4 мотор серебристую почти на максималке. пару датчиков не работает. подкрашивалась. вложить максимум 500$. взял за 11700$. скидывают в России очень много торгуйся только не ленись. через недельку держи белорус за 15000$ радуйся что самую дешевую купил)))», - написал на одном белорусском автомобильном форуме один из пользователей байнета. И таких сообщений не мало. Что же, получается, «власть» опять меняется? Раньше мы в Россию продавали машины эшелонами, а теперь вынуждены покупать "корчи" у россиян? Перспектива далеко не радужная, но вполне реальная.
То, что сейчас происходит на рынке «бэушных» автомобилей в Беларуси, многих наших соотечественников повергает в шок! На 10-15-летние машины цены не то чтобы не падают, а продолжают расти. В частности, на популярных немецких марках (Ауди, VW, Mercedes, BMW) рост цен составил порядка 10-30%. Т.е. после логичного подорожания во время «хапуна» полтора года назад ценники остались на своих местах и даже не думают снижаться. Возможно, рынок замер в ожидании россиян и цены рассчитаны на них. Но за январь-февраль этого года, на авторынках страны нашествия последних замечено не было. А между тем машины стареют и, по закону рынка, должны бы и обесцениваться…Но, как видим, не у нас. 
Ввиду необратимого старения автопарка страны и отсутствия притока свежих иномарок из Европы, цены на ходовые модели стабильно держаться, балансируя на краю покупательской способности населения. По моим наблюдениям в районных центрах - это 3000-5000$, в областных – 7000-10000$, в Минске - около 15000$. Наблюдения сугубо индивидуальные, и не опираются ни на какие социологические опросы и исследования. Тут я сделал ставку на реальные доходы населения. И если в столице зарплатой 500$ никого не удивишь, то в других регионах страны такой заработок для многих остается мифическим.
Отсюда и возросший спрос на хорошо зарекомендовавшие себя авто начала середины 90-х годов. И тут дело не только в цене, но и в ремонтопригодности, неприхотливости и дешевизне обслуживания таких «народных» машин. Как тут не вспомнить любимца многих белорусов VW Passat B3, на который «за 10 баксов ведро запчастей купишь». И если для богатого все-равно сколько стоит обслуживание премиальной Aud Q7 у официалов, а вымирающий средний класс как-нибудь отжалеет 1000-1500$ за ремонт приятной игрушки вариатора, то ограниченный в финансах белорус посмотрит в сторону недорогой надежной машины на которой можно просто ЕЗДИТЬ. 
Как рассказал знакомый перекуп, сейчас бойкий торг идет вокруг именно таких машин. «Нынче продажи идут неважно. Понятное дело, что не сезон. Думал, что хоть из России покупатель подтянется – так нет пока никого. Вот у меня Ауди А6 III «висит» с 2011 года. Машина – конфетка, кожа-рожа, все «навароты», 2008 г.в. – а не берет никто! Правда, дизель. Россияне они ведь бензиновые версии предпочитают, да чтобы движок помощнее, - рассказывает Юрий – для своих, оно понятно, 26000$ - дорого, я понимаю. Но дешевле не отдам. Да и не на наших белорусов рассчитываю. Оно ведь как бывает, приедет русачок глянул быстро, газанул и даже не торгуется. Я так два «Туарега» продал. Вот так сразу сходу без торга!, - хвастает своими былыми продажами перекуп.
Спрашиваю, а что тогда для своих? «Наши, сейчас «ломьем» с 90-х интересуются. «Ауди 80» и «сотки», «Пассаты», «Сценики» какие - все берут на ура! Главное, чтобы машина блестела, а там - дело техники. В целом, сейчас многие машины друг у друга перекупают. Мониторят сайты, газеты, ездят по городкам, знакомых подключают и .. торгуются до слез! Я вот недавно «Ауди 100 C4» 1991 г.в. с дефектом двигателя за 1500$ взял в Столине. Отдал знакомому в гараж. За пару «соток», сказал, реанимирует и в следующие выходные погоню на рынок. Думаю, за 5500$ толкнуть», - обрисовывает ситуацию на вторичном рынке знакомый.
«Тут, понимаешь, такое дело, что скоро и эти «корчи» закончатся. Что тогда? Многие смотрят в сторону России. Конечно, их машины не ровня нашим иномаркам. Пусть и наши не новые, но все как одна из Европы. Наш человек привык к качеству, а не «добитому» переваренному кривыми руками российскому «шроту». А что еще брать? Хорошие машины и у них денег стоят! Те же литовцы из битой машины такую конфетку сделают, что от новой не отличишь! Так и брать раньше у них было не зазорно. Знал наверняка - кому-нибудь втюхаешь! А россияне? Они и новые на своих заводах криво собирают, не то, что после аварии! Поэтому, прежде чем что-то там покупать, трижды подумать надо…Может брать «свои», которые недавно им продавали? А вообще не оставили народу выбора », - резюмирует он.
Раздумывая над словами перекупщика, понимаю, что есть в них доля правды. Действительно, сейчас с драконовскими ставками на кредиты приобрести автомобиль, да что там скрывать, «бэушный» автомобиль проблематично. По информации портала infobank.by на сегодняшний день уровень процентных ставок на подержанные автомобили составляет 36-42% годовых. И тут следует учитывать, что чем старше «бэушка», тем выше по нему будет процентная ставка. Размер предоставляемого кредита зачастую не превышает 80% от стоимости автомобиля. Таким образом, помимо полученного кредита у будущего автовладельца должны быть собственные сбережения на недостающую сумму.
Следует отметить, что такие банки как Белинвестбанк, Приорбанк, БНБ-Банк и ВТБ Банк (Беларусь) могут предоставить кредит на сумму 100% стоимости авто, но процентные ставки будут значительно выше. Франсабанк, Банк БелВЭБ, БНБ-Банк, Белинвестбанк, БТА Банк и другие предоставляют кредит на условиях приобретения полиса полного КАСКО. А вот в Приорбанк и Белросбанк - на условиях страхования жизни заявителя.
Вот сравнительная таблица с лучшими кредитами на подержанные автомобили по состоянию на конец января 2013 года. Переплата по кредитам на подержанный автомобиль на срок 4 года Банк / кредит
| Процентная cтавка
| 20 млн. бел.руб.
| 40 млн. бел.руб.
| 80 млн. , бел.руб.
| Примечание
| Франсабанк / На б/у автомобиль
| 36%
| 14 700 000 (комиссия не взимается)
| 29 400 000 (комиссия не взимается)
| 58 800 000 (комиссия не взимается)
| Кредитуется: 60% стоимости. Обеспечение: залог, «Полное КАСКО». Срок рассмотрения: 2 дня. Ограничений по сумме нет.
| Банк БелВЭБ / Партнёрская парада
| 38%
| 15 591 670 (с учетом комиссии)
| 31 108 330 (с учетом комиссии)
| 62 141 670 (с учетом комиссии)
| Кредитуется: 100% стоимости. Обеспечение: залог, неустойка, поручительство, «Полное КАСКО». Срок рассмотрения: 3 дня. Ограничения по сумме: до 150 млн. руб.
| Белинвестабанк / Кредит на приобретение автомобиля (не старше 10 лет) | 40%
| 16 333 330 (с учетом комиссии)
| 32 666 670 (с учетом комиссии)
| 65 330 330 (с учетом комиссии)
| Кредитуется: 100% стоимости. Обеспечение: залог, неустойка, поручительство, «Полное КАСКО». Срок рассмотрения: 3 дня. Ограничений по сумме: нет
|
Судя по данным приведённым в таблице видим , что лучшее предложение у Франсабанка. Но следует обратить внимание, что кредитуется не более 60% стоимости автомобиля. Это значит, что значительную часть средств вам придётся внести самостоятельно.
Ну и как Вам такие честные условия, по-белорусски? Думается, что привлекательными их никто не назовет. Отсюда вывод: одолжить денег у банка на покупку 3-5 летнего автомобиля – полное безрассудство. Именно поэтому сейчас основной торг идет у машин попроще. Конечно, доступными цены на видавшие виды иномарки середины 90-х годов не назовешь, но и обвинять хозяев в высоко заломаном ценнике не совсем верно. «Оно ведь как получается, вот отдам я своего «Гольфа» ( VW Golf IV 1.9 tdi 2000 г.в. – примечание) по бросовой цене, а что я возьму взамен? Кто мне уступит? Да тут и поискать придется! А ведь хочется машину поновее, да ухоженную. А с моей зарплатой в 500 долларов много я наотлаживаю, когда дети подрастают и надо их в институт готовить? Отсюда и цена! Дешевле 8500$ не отдам или вообще себе оставлю!», - рассуждает знакомый сосед на стоянке. Что называется «мысли вслух» и если говорить сейчас о возможной смене «железного коня», то у многих они сходятся. Действительно, продавать сейчас хорошую машину, которая тебе верой и правдой служила несколько лет – риск. И в свет последних событий (дорогая растаможка, отсутствие выбора, сумасшедший ценник) такой риск отнюдь не оправдан. Белорусы крепко держаться за свои «ауди» и «фольксвагены» из 90-х, потому что выгадать от такой продажи практически нереально! Да, продашь на пять "сотен" дороже, но что купишь взамен, если даже одна сотня «зеленых» большинству достается тяжким трудом? 
Конечно, бывают и совершенно неадекватные предложения, когда за автомобиль старше 20 лет просят немыслимые деньги! Вы меня извините, но просить такую сумму за откровенно «уставший» (пусть даже немецкий автомобиль) это…верх безрассудства! Грабеж средь бела дня – иначе не назовешь! 
Опять же полюбившиеся многим белорусам «Ауди», «БМВ» и «Мерседесы» 2000-2003 г.в. продаются по цене новой бюджетной иномарки! 13000,14000 и даже 16 тысяч долларов - именно столько просят за далеко не новый "премиум", но «надежный и качественной авто», который за многие годы эксплуатации «не бит не крашен» с чистой историей и нескрученным пробегом ! По всему видно – белорусский «бэушный» авторынок сходит с ума! Сами же продавцы (достаточно позвонить) открыто говорят, что цена рассчитана на россиян, мол, поэтому и удивляться не стоит. Но стоит посетить тот же авторынок в Ждановичах, как наглядно увидишь – последних очень мало. И убедительных причина тому несколько.
За последние несколько лет российских автопром не просто вырос, он увеличился в разы! Сегодня в России выпускают практически все популярные марки автомобилей. Конечно, мощностей развивающегося автопрома не хватает, чтобы покрыть и десятую долю его потребностей, но с каждым годом объемы производства растут. Анализируя ситуацию можно отметить, что те же россияне стали предпочитать новый автомобиль подержанному, пусть даже придется постоять месяц-другой в очереди. Нельзя забывать и про гораздо выгодные условия покупки нового авто в РФ: кредитные программы очень гибкие и позволяют подобрать авто по своему кошельку.
«Бэушный» рынок относительно свежих иномарок также гораздо более разнообразный ввиду того, что в России прижился общеевропейский подход к авто: отъездил гарантийный срок - и на продажу. Количество 3-5 летних машин по ценам ниже белорусских «экспонатов» значительно превалирует над предложениями откровенного «автохлама», делая покупку такой «бэушки» в РФ выгодной! Да, в большинстве своем выставленных на продажу машин - это малолитражки B и C- класса, которые у белоруса пока не вызывают интереса. Но это пока. Те же автодилеры отмечают, что уже сейчас большинство физлиц планирующих покупку нового автомобиля отдают предпочтение «бюджетным вариантам с механической коробкой передач». Это говорит о том, что мы нехотя, но учимся жить по средствам. И если сейчас в глазах белоруса хорошая машина - это обязательно немецкая иномарка D или Е-класса с мощным двигателем и "небольшим" пробегом (до 100 тыс. км), то через пару лет ситуация кардинально изменится. Таких машин премиум-класса на вторичном рынке практически не останется – они исчезнут, как в свое время динозавры.Что-то заберут россияне ( финансы не поют романсы), что-то останется доживать свой век в Беларуси. 
Эксплуатация дорогих «бэушных» иномарок всегда была сопряжена с высокими расходами, а с годами денежные затраты на обслуживание какой-нибудь BMW X5 будут только увеличиваться. К слову, вот наглядный пример с нашего форума. «Говорить, что надо выбирать по средствам - не будем.. Думаю, взрослые люди должны это и так знать. Но вот вам пример из жизни. В небольшом городке N купил молодой (27 лет) предприниматель (2 ларька с товаром из Польши) БМВ Х 5 4.4 бенз.(2001 г.в.). Взял кредит - и купил, ибо мечта всей жизни и "таких тачил у гораде больше нет". Сразу ездил много и с ветерком.. через пару месяцев только по ВАЖНЫМ делам (чаще на АЗС), а еще через пару недель пересел на Лагуну тестя.. Еще попозже поставил газ. оборудование - не спасло (лагуна рулит!), и напоследок добил его генератор. За гену с водяным охлаждением в Бресте запросили около 1000$...парень в шоке (кредит капает - бизнес стоит - машина не едет)..Вообщем "икса" в гараж...и за баранку "лагуны" - хоть не с ветерком, зато не пешком-) П.с. А "икс" и ныне там..ждет денег на ремонт и тихонько стареет.»
Вторая причина – плавный переход торговли б/у автомобили на европейские стандарты. Уже сейчас прослеживаются все предпосылки к тому, что в дальнейшем этот бизнес полностью перейдет на цивилизованные площадки автохаусов. Уже сейчас они находят признание у многих белорусов, потому как могут предоставить сервис недоступный на рынках в Малиновке и Ждановичах. Мало того, что выставленные автомобили проходят предпродажную подготовку (риск нарваться на автохлам ниже), так покупателю могут предложить сделку по системе trade-in или на месте оформить кредит на покупку.
А что же будет с ценами на подержанные автомобили? Судя по нашему сайту, количество поданных объявлений о продаже ТС только за февраль текущего года составило порядка 7 тысяч предложений. На сегодняшний день база «Автомалиновки» составляет внушительные 58 700 объявлений (для примера, у «Автобизнеса» - 39700, Автобарахолка Онлайнер -17010 ). Это свидетельствует о том, что рынок выходит из зимней спячки и люди готовят своих «железных коней» к продаже. Традиционно весной количество сделок купли-продажи значительно увеличивается. 
Возможно, белорусы еще не потеряли надежду продать свою настоящую немецкую машину россиянам по завышенной стоимости, поэтому все желающие подзаработать в марте-апреле подтянутся на авторынки. Как отмечают многие продавцы, сейчас на рынках выбор очень скудный, поэтому и интерес к ликвидной «бэушке» 2007-2009 г.в. со стороны россиян значительно снизился. 
Ожидать резких изменений стоимости подержанных авто не стоит: ценник уже достиг своего максимума и вряд ли будет колебаться в большую или меньшую сторону. «Качели» если и будут, то максимум плюс/минус 5 процентов. Какой итог? Пришло время продавать или оставить себе, товарищи! Продавать или ждать пока «власть» поменяется, но никак не покупать! Последнее вовсе не вяжется с нашими доходами и общим состоянием товара на рынке. Достаточно взглянуть на цены – пересесть на «поновее» сразу перехочется.
АВТОР: Дмитрий Макаревич Сайт: av.by
|