Отказаться белорусу от автомобиля на деле оказалось гораздо сложнее, чем на словах. Форумы многих автомобильных сайтов байнета буквально пестрят от резких высказываний негодующих автолюбителей по поводу подорожания топлива, мол, «если бензин будет по x000 рублей, то ездить не буду». Однако, пережив девятый(!) с начала года скачок цен на АЗС, белорусы не спешат оставлять своих «железных коней» тихонько дремать «на приколе» и с обреченным спокойствием ожидают нового ценника на заправке. Чтобы убедиться, что личного автотранспорта на дорогах меньше не становится, достаточно в час пик взглянуть на проезжую часть. Глаза не обманут.
Не могу не вспомнить слова из лозунга, которыми организатор митинга Остапа Бендер из романа «Золотой теленок», щедро осыпал доверчивых селян. «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения» -, кричал великий комбинатор с трибуны. И как же он чертовски оказался прав, спустя много десятилетий. Ведь действительно, в наше время машиной не удивишь и даже более того, для многих автомобиль сегодня – это еще и кормилец. Как высказался один форумчанин, « я без машины, как без рук. День простоял, потом семье два дня недоедать придется ». Конечно, кто-то возразит, что ежедневно можно прекрасно обходиться без машины. Тем более, если учесть, что Вы из города, который становится все более и более загруженным, потоки машин нескончаемые, и пробок на дорогах становится больше. А тут - красота! Сел на автобус, доехал куда нужно и не переживаешь, что припарковал авто под запрещающим знаком. Но здесь целиком и полностью приходится полагаться на внешние факторы. Вы полагаетесь на автобус, рассчитывая, что он придет по расписанию, полагаетесь на то, что не попадете в пробку, которую автобус точно не объедет… Спорить на эту тему бесполезно: каждый найдет свои «За» и «Против». Но речь пойдет о том, заставит ли белоруса хоть что-то отказаться от привычного передвижения на личном автомобиле?
Вопрос цены, наверное, самый актуальный. Так, с начала года дизельное топливо подорожало на 107% (с 2580 до 5360 рублей), а стоимость самого «ходового» 92-го бензина увеличилась на 73% (с 2870 до 4970 рублей). Но и эти цифры нашего брата не пугают! Еще на прошлой неделе, поддавшись панике, многие автомобилисты штурмовали заправки, под завязку заливая баки и привезенные с собой канистры – народ уже научен. Ведь все прекрасно помнят 7 июня 2011 года, когда топливо резко подорожало на 30%. Правда, тогда президент жёстким указом поставил нефтяников на место. "Давайте договоримся: топливо с завтрашнего утра будет не 5,2-5,1 тыс. рублей, а максимум 4,5 тыс. рублей", - заявил он. Белорусский лидер пообещал «взять самый дорогой бензин себе». Что президент взял себе - мы не знаем, но на деле вышло так: дабы не шокировать население, ценники на заправках были «откручены» назад, с возможностью «в квартал добавлять по 2-3%, если это надо будет». К слову, временную мерку в «квартал» руководство белорусских НПЗ поняло своеобразно и поменяло его на «месяц». Мол, что тут мелочиться - народ так быстрее привыкнет. Надо сказать, что система поэтапного подорожания вполне себя оправдала: очередей на заправках не стало, бунтующим «доступно» объяснили тщетность их попыток, да и народ как-то свыкся с незначительным ростом цен на «каких-то» 3-5 процентов...
Так было до 21 октября. С этой знаковой для страны даты правительство определилось с новым валютным курсом, по которому топливо (!) в долларовом эквиваленте значительно подешевело. От «сладкой» жизни белорусы быстро смекнули, к чему это приведет, и тут же ринулись штурмовать заправки. Оно и понятно: у нас всегда стоимость литра бензина привязывалась к курсу доллара, который вырос аж на 50%!. Никто, конечно, не предположил, что «заботливое» государство возникшую разницу будет оплачивать из своего кармана. Возник ажиотаж. Только в пятницу и субботу белорусы купили в полтора раза больше топлива, чем обычно. И все же, вопреки опасеньям, оно не подорожало. Возможно, это был хитрый пиар-ход белорусских НПЗ, а, возможно, нас потихоньку психологически готовили к основному «удару». Однако, на мой взгляд, последнее и не нужно: белорусы уже морально готовы к очередному подорожанию, другое дело – готовы ли наши кошельки. Подсчитаем. Средняя зарплата белоруса по данным Белстата за последний месяц составила 2 млн. 260 тысяч рублей с учетом, так называемой выплаты «на картошку» (прим. 500 тысяч руб.). Правда, на руки белорусы получили гораздо меньше. Отнимем налоги и платежи в пенсионный фонд и получим порядка 1,5 млн. «зайчиков», а в пересчете на зеленые «президенты» имеем 175 у.е.. Стоит также учитывать, что средняя зарплата по стране «скачет», как температура у больного. В недавно опубликованной статье о бастующих борисовских водителях отмечено, что « у нас есть люди, которые в месяц получают 600-700 тысяч рублей, а максимум, что можно получить (это если проработал всю жизнь на одном месте), - миллион семьсот». Что тут скажешь, изображение ниже красноречиво свидетельствует сколько «золотого» бензина сможет купить обычный трудяга-белорус, когда ценник поднимется к 8 тысячам за литр… Правда, сейчас все автолюбители живут ожиданием повышения цен на топливо не столько «когда?» и «на сколько?», а - «как?». То, что оно подорожает – это однозначно, с этим свыклись поди уже. К тому же не стоит забывать, что время для повышения сейчас самое безопасное для государства: аграрии закончили битву за урожай, поля вспаханы, корма заготовлены, «Дожинки» отмечены. Повысь правительство цены весной или летом, дорогущая «солярка» тяжелым ударом нокаутировала бы агрогородки с колхозами. Так что не только бензин был бы «золотым» для белоруса, но и обычный ржаной хлеб… Однако, как именно власти решатся изменить ценники на АЗС - разово или постепенно – это вопрос открытый. Кстати, сегодня пресс-секретарь концерна "Белнефтехим" Марина Костюченко официально заявила, что концерн не будет заранее информировать автомобилистов об очередном подорожании топлива. "У нас такая информационная политика. Мы не считаем целесообразным сообщать заблаговременно такую информацию", - подчеркнула она. В общем, все по-старинке: ночью, чтобы не было ажиотажа, ценники на заправках поменяют, а простым автолюбителям с утра придется удивляться и молча платить. Не по-человечески как-то… Что-то мы не тем боком Россию догнали — хотели по уровню достатка, а вышло по ценам. При этом в правительстве никак не желают принимать во внимание "пропасть" между уровнем доходов населения нашей страны и её старшей «сестры». То кивают на уравнивание цен в рамках Таможенного союза, то на неэффективность белорусских НПЗ… А бывает и вообще прямолинейной логикой блеснут: мол, если люди имеют возможность покупать иномарки, значит, и деньги на топливо найдутся. К слову, и тут не без подвоха: сразу дали белорусу обновить автомобиль, а теперь вот, поставили перед нелегким выбором, как его обслужить и заправить.. Ну, что сказать - белорусское «чудо». Дмитрий Макаревич
|