Итак, скоро Ваша первая «автомобильная зима», что нужно знать, чтобы свести к минимуму риск попасть в ДТП? Существует ли обучение вождению зимой? Как правильно себя вести на скользкой дороге и стоит ли вообще ездить зимой? Попробуем ответить себе на некоторые вопросы.
В первую очередь, автомобиль к зиме нужно правильно подготовить. Речь идет не только о зимней резине – подготовки требуют все основные узлы. Перед наступлением холодов настоятельно рекомендуется проверить и (в случае необходимости) заменить все эксплуатационные жидкости (моторное масло, жидкость гидроусилителя руля, тормозная жидкость, а также жидкости в трансмиссии и узлах подвески), аккумулятор, а также все резиносодержащие части подвески: шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, сайлентблоки и т.д. Ну и конечно, заменить резину на зимнюю (причем все четыре колеса). Запасное колесо также должно быть «обуто» в зимнюю резину!
Ездить или не ездить зимой – решать Вам, но при этом следует учитывать, что длительный простой (даже в отапливаемом гараже) совсем не полезен для Вашего автомобиля, кроме того, при условии соблюдения простых но важных правил, езда зимой не намного более опасна с точки зрения потенциальной аварийности, чем вождение летом – в общем, все в Ваших руках. Попробуем сформулировать правила, которых нужно придерживаться каждому водителю в зимний период, независимо от опыта, квалификации, достижений в автоспорте и прочих моментов и регалий: 1. Никаких резких движений. Ни руками, ни ногами. Если Вы находитесь за рулем, резкие движения Вам противопоказаны в любое время года, но зимой они на несколько порядков опаснее, а возможные последствия гораздо трагичнее. Таким образом, все делаем плавно, постепенно: крутим руль, тормозим, трогаемся с места, сбрасываем/набираем скорость и т.д.
2. Скоростной режим приводим в соответствие с ПДД. Народная мудрость о том, что ПДД писаны кровью особенно актуальна в тяжелых дорожных условиях (к которым, в частности относится и гололед). На кону не много и не мало – жизнь, Ваша, Ваших пассажиров, а также других участников дорожного движения. Не забывайте, что там, впереди, возможно, нарушает правила какой-нибудь Вася Петров на своих Жигулях, и Вы, увидев его в последний момент, уже не сможете, как летом, просто «вильнуть» и уйти от столкновения, Вам нужно будет принимать в доли секунды решение – либо идти на таран, либо улететь на тротуар с людьми, в кювет, поле, лес, дерево, столб, встречный или стоящий автомобиль (нужное подчеркнуть). И все это может очень плохо закончиться, если конечно Вы не будете двигаться со скоростью, позволяющей вовремя остановиться даже на скользкой дороге и пропустить идиота. Не отнимайте у себя шанс выжить – не нужно.
3. Никакой излишней самоуверенности. Если Вы посещали курсы экстремального вождения, которые предлагают многие автошколы , Вам должны были рассказать, что все навыки экстремального вождения нужны только для экстремальных ситуаций и для повышения спокойствия водителя за счет укрепления уверенности в собственных навыках. Пользоваться, или (что еще хуже) пытаться воспроизводить каскадерские трюки с затягиванием ручника можно исключительно на специальных площадках, но ни в коем случае не на дороге, даже если Вам кажется, что она сейчас пустая. Уже через секунду из темного переулка (или из-за дома), возможно, вылетит все тот же Вася Петров на Жигулях, который к тому же будет еще и подшофе. Результат аналогичен описанному в п.2.
4. Дистанцию увеличиваем в два, а лучше в три раза. Поверьте, Вы приедете на работу всего на 5 минут позже, если в потоке (и даже в пробке) перед Вами «встроится» два, или даже десять «торопыг», зато потеряете часы на ожидание сотрудников ГАИ в случае, если перед впереди идущим авто резко затормозит все тот же Вася Петров, и у него окажется более эффективная резина, либо же под его колесами окажется более сухой асфальт.
5. Прогреваем машину всегда! Тут речь даже не о том, что минимальный прогрев нужен и двигателю, и коробке передач. Речь в первую очередь о стеклах и температуре в салоне (пар и конденсат на стеклах). Плохая обзорность и дискомфорт водителя – не лучшие спутники на сложной скользкой дороге.
6. В мороз сухой дороги не бывает! Даже если Вы сейчас едете по казалось бы сухому асфальту, никто не может гарантировать, что в 500 метрах впереди некий В. Петров вчера не разлил случайно воду, или к примеру дворник не высыпал на дорогу снег с тротуара. Всегда помните о непредсказуемости дорожного покрытия.
7. В багажнике всегда должен быть запас незамерзайки в омыватель лобового стекла. Даже если Вы только что заправили полный бачек – все равно купите еще литр про запас. Никто не знает, когда она закончится и сколько от этого места до ближайшей заправки (магазина). А для больших неприятностей достаточно и ста метров.
8. Никаких лишних перестроений. Постарайтесь свести к минимуму любые перестроения из ряда в ряд, если Вам нужно будет повернуть налево даже через два километра, займите левый ряд сразу, и пусть сзади Вам моргают и сигналят – не обращайте внимания – разумный человек так не поступает. Ну и о «шахматном» перестроении с целью быстрее добраться из точки «А» в точку «В» - зимой придется забыть. За рулем спешить нельзя никогда, но зимой это действительно вопрос жизни и смерти.
9. Из сугроба выбираемся максимально плавно. Если автомобиль «зарылся» или его просто занесло за ночь снегом – не нужно нервничать, шлифуя колесами лед – так Вы только усложните себе ситуацию. Попробуйте освободить все колеса от снега в радиусе хотя бы в полметра и потом вылезти из сугроба «в раскачку» (актуально только для механической КПП), трогаясь со второй передачи. На автомате вылезти из сугроба значительно сложнее – придется либо искать помощников, либо подкладывать под ведущие колеса доски, песок и т.д. Как крайняя мера (если ничего другое недоступно – попробуйте спустить ведущие колеса (не совсем, но чтобы это было хорошо видно – примерно до 0,5-0,7 атм. Но последняя мера возможна только, если в багажнике лежит рабочий компрессор (насос) и Вы сможете сразу подкачать колеса.
10. Отдельный совет владельцам полноприводных авто и внедорожников. Полноприводный автомобиль разгоняется на скользкой дороге быстрее моноприводного (при прочих равных), но тормозят они примерно одинаково. Так что наличие полного привода на скользкой дороге не дает Вам практически никаких преимуществ с точки зрения безопасности. Проходимость – да, но не безопасность, так что не теряйте бдительности, вышенаписанное Вас касается не меньше, чем владельцев моноприводных машин.
В завершение нужно отметить, что во всех случаях основа безопасного вождения (в любое время года) – это возможность адекватного реагирования на ситуацию на дороге. При этом, зимняя дорога принципиально отличается от любой другой тем, что она непредсказуема – Вы никогда не можете знать, что будет на дороге через даже 300 метров – какое будет покрытие, кто на эту дорогу внезапно выскочит и чем все это может закончиться. Поэтому главное правило вождения зимой – никуда не спешить и вести себя осторожно.
Нужно ли посещать специальные курсы экстремального вождения – решать Вам, но нужно понимать, что эти курсы все равно не позволят Вам зимой ездить быстрее или агрессивнее – это неразумно и опасно независимо ни от чего. Если Вы все-таки решили воспользоваться услугами инструктора, помните, что хорошая автошкола цены не имеет – не нужно выбирать то, что дешевле, выбирайте то, что поможет Вам реально повысить навыки.
P.S. Вася Петров, упоминающийся в этой статье, является вымышленным персонажем – любые совпадения с реальными людьми и событиями являются случайными. Источник: avtomaslo.info
|